Словарь актуальных терминов

Словарь актуальных терминов

  • «Дети с задержкой психического развития» — это многочисленная группа, составляющая около 50% среди неуспевающих младших школьников. По данным специалистов, количество дошкольников с ЗПР составляет 25% от детской популяции.

     

    Для обозначения этой категории детей в разное время и в разных педагогических системах использовались такие термины как «дети с трудностями в обучении», дети, «имеющие недостаточные способности к обучению», «неприспособленные», «педагогически запущенные», «дети с нарушением поведения», «дети с инфантилизмом», а также «дети с минимальными повреждениями мозга или с минимальными мозговыми дисфункциями». Согласно международной классификации болезней (МКБ) эта категория обозначается как «дети со специфическими нарушениями развития».Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) характеризует отставание в развитии психической деятельности ребенка в целом.

  • Задержка психического развития – замедление темпа формирования различных характеристик познавательной и эмоционально-личностной сфер, включая регуляторные механизмы деятельности.

     

    Причинами выраженной задержки психического развития детей большинстве случаев являются минимальные органические повреждения или функциональная недостаточность центральной нервной системы, возникающие в результате воздействия патогенетических факторов во внутриутробном периоде, во время родов и первые годы жизни ребенка, длительные хронические соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве, а также длительная социально-культурная депривация (в частности, пребывание с момента рождения в условиях неблагополучной семьи, дома ребенка, дошкольного детского дома) и влияние стрессовых психотравмирующих факторов. Источник

Источник

Как проявляется ЗПР в детском возрасте?

При рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя. Родители всегда высоко оценивают способности своего ребёнка, порой не замечая отставания в развитии. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребёнок пошёл в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал.

Иногда детей с ЗПР относят к педагогически запущенным детям, у которых отставание в развитии обусловлено только причинами социального характера. Однако это в корне неверно.

В одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. Эмоции таких детей как бы находится на более ранней ступени развития и соответствуют психике ребенка более младшего возраста: с яркостью и живостью реакции, преобладанием эмоций в поведении, игровых интересов, внушаемости и недостаточной самостоятельности. Эти дети неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки, и в тоже время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью. Поэтому в первом классе школы у них нередко возникают трудности, связанные как с неумением подчиняться правилам дисциплины, так и с тем, что на занятиях они больше предпочитают играть.

В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы. В этом случае ребенок склонен к робости, боязливости, страхам. Это препятствует формированию активности, инициативы, самостоятельности. И у этих детей преобладают игровые интересы. Они с трудом привыкают к школе и детскому коллективу, однако на уроках ведут себя более правильно. Поэтому к врачу они нападают не в связи с нарушениями дисциплины, а из-за трудностей обучения.

Источник

Во многих случаях постепенно темп развития увеличивается (самостоятельно или с помощью коррекционных мероприятий), к 9-11 годам по своему развитию ребенок может догнать сверстников. Таким образом, ЗПР носит зачастую временный характер.

Источник

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Не выбрано
Генерация пароля
Прокрутить страницу к началу
Перейти к содержимому