
Образование
- получение психолого-педагогической помощи, начиная с дошкольного возраста
- развитие и коррекция недостатков развития эмоционально-волевой, личностной, социально-коммуникативной, познавательной и двигательной сфер;
- обеспечение особой пространственной и временной организации среды («режим и порядок»)
- щадящий и здоровьесберегающий режим жизнедеятельности и образовательных нагрузок
- формирование, расширение, обогащение и систематизация представлений об окружающем мире
- учет особенностей познавательной деятельности ребенка: пошаговое предъявление материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приемов и средств
- постоянное отслеживание динамики развития (мониторинг)
- развитие коммуникативной деятельности, формирование средств коммуникации, приемов конструктивного взаимодействия и сотрудничества с взрослыми и сверстниками, социально одобряемого поведения
- развитие всех компонентов речи
- целенаправленное развитие предметно-практической, игровой, продуктивной, экспериментальной деятельности и предпосылок к учебной деятельности
Дошкольное образование детей с задержкой психического развития реализуется по нескольким программам, вариант которой рекомендуется для каждого конкретного ребенка экспертами психолого-медико-педагогической комиссии.

Полезные адреса
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №14 «Ивушка»
Чернышева Наталья Александровна
347871, г. Гуково, ул. Костюшкина, 8
тел. 8 (8958) 544-51-65
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №3 «Лебедушка»
Заведующая Бабаева Светлана Александровна
г. Батайск, ул. М.Горького, 593
тел. 8 (86354) 9-98-00
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Парус»
Заведующая Горенко Наталья Валерьевна
347387, Ростовская обл., Волгодонск г, Мира, 69
тел. (8639) 242319
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 17
Заведующая Ющенко Наталья Ильинична
346130 Ростовская обл., г. Миллерово, ул. Артиллерийская 16 а
тел. 8(863) 852 52 61
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополёк»
Заведующая Пуганова Елена Николаевна
347460 Ростовская область, п. Зимовники, пер.Богдановский, 2а
тел. 8 (863) 76 3 26 60

Школьное образование
Школьное образование детей с задержкой психического развития реализуется по нескольким программам, вариант которой рекомендуется для каждого конкретного ребенка экспертами психолого-медико-педагогической комиссии.
- Вариант 7.1 предназначен для образования обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить НОО, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки. Одним из важнейших условий является устойчивость форм адаптивного поведения.
- Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет, за счёт введения первого дополнительного класса.

Полезные адреса
Директор Гомонишина Любовь Тимофеевна
346720, Ростовская область, г. Аксай, ул. Гулаева, 129
тел. 8 (8 863 50) 4-23-23
Директор Белоусова Татьяна Яковлевна
347366 Ростовская область, г. Волгодонск, пер. Первомайский, 75
тел. 8 (8639)21-25-44
Директор Лукьянова Марина Всеволодовна
Ростовская область, Зимовниковский район, п. Зимовники, ул. Ленина, дом 125, корпус А
тел. 8 (86376) 4-00-37
Директор Папшев Александр Васильевич
346716, х. Верхнеподпольный, Аксайский р-н, Ростовская обл., ул. Школьная, 3
тел. (86350) 34691
Директор Галицкая Татьяна Александровна
346880, г. Батайск, Ростовской обл. пл. Ленина, 3
Тел. (86354) 5-60-83
Директор Бешлиян Анна Александровна
346800 Ростовская обл., Мясниковский р-н, Чалтырь с., 6-я линия, д.86
тел. 8(863)492-15-76
Важно! Если вы получили заключение психолого-медико-педагогической комиссии о необходимости обучения Вашего ребенка по специальным программам, важно своевременно подобрать ребенку образовательную организацию (школу), в которой он будет проходить обучение.
Если Вы ведете своего ребенка в школу, то при собеседовании с руководителем образовательной организации, в которую Вы собираетесь привести Вашего ребенка, надо уточнить:
- реализуется ли в школе адаптированная образовательная программа (АОП) для таких детей;
- входят ли в штат организации специалисты: учитель-дефектолог, логопед, специальный психолог или педагог-психолог, имеющий соответствующую профильную подготовку, социальный педагог, педагог дополнительного образования, медицинские специалисты;
- есть ли у организации сетевые формы реализации образовательных программ, благодаря которым можно привлекать специалистов (педагогов, медицинский работников) других организаций к работе с детьми с ЗПР;
- осуществляются ли в рамках сетевого взаимодействия консультации специалистов медицинских и других организаций, которые не включены в штатное расписание организации (педиатр, невропатолог, психотерапевт и другие и др.) для проведения дополнительного обследования обучающихся и получения медицинских заключений о состоянии их здоровья, возможностях лечения, оперативного вмешательства, медицинской реабилитации; подбора технических средств коррекции
- при наличии соответствующих показаний, в рамках сетевого взаимодействия осуществляется ли медицинское сопровождение обучающихся
- какие созданы условия для организации пространства ребенка в школе, есть ли возможность у ребенка безбарьерно перемещаться внутри школы
- коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения
- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций
- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения
- коррекция нарушений устной и письменной речи
- обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению
- посильная медицинская коррекция двигательного дефекта
- терапия нервно-психических отклонений
- купирование соматических заболеваний.
Педагоги и администрация организации должны регулярно запрашивать рекомендации к осуществлению лечебно-профилактического режима, учитывающие возрастные изменения.
Если образовательная организация (школа), в которую Вы планируете привести своего ребенка, соответствует Вашим требованиям с учетом особенностей обучения и воспитания, прописанных в ФГОС начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, то Вы смело можете записывать ребенка в такую школу.