Диагностика

Диагностика

Важно! Отставание в психическом развитии ребенка по-разному обозначается в медицинской и психолого-педагогической терминологии. Термин «задержка психического развития» по своей сути не является медицинским диагнозом: в современных классификациях таких как МКБ-10 и DSM-V такого диагноза, как ЗПР нет. При этом участие врача (невролога, педиатра, психиатра) в определении характера и причин трудностей в развитии очень велико.

Обследование неврологом позволит своевременно выявить у ребенка отставание в развитии речи, зрительно-пространственных навыков, двигательной координации. Обычно задержка или нарушение, проявившиеся настолько рано, насколько возможно было их достоверно обнаружить, будут прогрессивно уменьшаться по мере взросления ребенка, хотя более легкая недостаточность часто сохраняется и в зрелом возрасте. Источник

В неврологическом статусе детей с ЗПР обычно не отмечается грубых проявлений. У части детей отмечается рассеянная неврологическая симптоматика, связанная с нарушениями формирования двигательных и чувствительных функциональных систем, диффузные легкие очаговые неврологические симптомы, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения. Наблюдаются повышение мышечного тонуса, угнетение безусловных рефлексов, расстройство черепно-мозговой иннервации (непостоянное сходящееся косоглазие, горизонтальный нистагм), нарушения иннервации желудочно-кишечного тракта.

В анамнезе детей часто отмечаются задержка в развитии двигательных функций: позднее начинают держать головку, сидеть, стоять, ходить; задержка в формировании речевой функции и наличие дефектов произношения. В школьном возрасте дети испытывают трудности при усвоении навыков письма, чтения и счета. Двигательные нарушения характеризуются мышечной дистонией, асимметрией мышечного тонуса и рефлексов, непостоянными патологическими рефлексами. Источник

Неврологами для обозначения подобного состояния часто используется понятие «минимальная мозговая дисфункция» (ММД), хотя и этот термин считается устаревшим.


Важно! Обследование невролога необходимо, если у ребенка отмечаются несколько из следующих признаков:
  • гиперактивность, постоянное движение рук, ног, ребенок не может сидеть на одном месте, даже если попросить его об этом
  • частые потери личных вещей в любом месте
  • отсутствие реакции на имя («будто не слышит»)
  • резкая реакция на внешние раздражители, даже малозначимые
  • отсутствие дистанции в общении как со взрослым, так и с детьми
  • тяжело переносит необходимость долго заниматься одним делом, работать и играть по правилам
  • быстро отвечает на вопрос, не дослушав до конца
  • начинает новое дело, не завершив предыдущее.
  • с трудом заводит и поддерживает дружеские отношения

Диагностирование ЗПР включает также и поиск возможных причин развития данного состояния. Американским обществом детских неврологов были разработаны стандарты диагностических мероприятий для детей с задержками развития. Так, кроме психологического тестирования, обследование ребенка с ЗПР обязательно должно включать обследование функций слуха и зрения, лабораторные тесты, исключающие метаболические нарушения, генетическое обследование (исключение синдрома ломкой X-хромосомы, синдрома Ретта и других генетических заболеваний), проведение ЭЭГ, исследование гормонального статуса, при необходимости—проведение МРТ головного мозга.

Источник

Важно! Максимальная выраженность проявлений ММД часто совпадает с критическими периодами психоречевого развития у детей. К первому периоду относят возраст 1-2 года, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон и активное формирование навыков речи. Второй период приходиться на возраст 3 лет. На этом этапе у ребенка увеличивается запас используемых слов, совершенствуется фразовая речь, активно развиваются внимание и память. В это время у детей с ММД обнаруживаются задержка развития речи и нарушение артикуляции. Третий критический период относится к возрасту 6-7 лет и совпадает с началом становления навыков письменной речи (письмо, чтение). Для детей с ММД в этом возрасте характерны формирование школьной дезадаптации и проблемы поведения.

Источник

Регулярное неврологическое обследование детей с ЗПР должно проводиться в комплексе с психолого-педагогической диагностикой.

Источник

Полезные адреса

Отделение детей младшего возраста, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» МЗ РФ (НИАПП)

Заведующая отделением Вострых Наталья Николаевна

г. Ростов-на-Дону, Мечникова, 43

тел. отделения 8(863)2343922,

тел. зав. отделением 8(863)2275073

Отделение медицинской реабилитации (для детей с 1 года до 18 лет) МБУЗ «Детская городская больница» г.Волгодонска

Заведующий отделением Глагола Игорь Петрович

Ростовская область, г. Волгодонск, ул. М. Горького 188

тел. 8(8639)27-39-30

Детское неврологическое отделение Центра медицинской реабилитации № 1 МБУЗ «Детская городская больница» г. Таганрога

Заведующая отделением Баранникова Наталья Александровна

Ростовская область, г. Таганрог, ул. Фрунзе, 37/39

тел. 8 (8634) 38-33-38

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Не выбрано
Генерация пароля
Прокрутить страницу к началу
Перейти к содержимому