
Диагностика
Обследование неврологом позволит своевременно выявить у ребенка отставание в развитии речи, зрительно-пространственных навыков, двигательной координации. Обычно задержка или нарушение, проявившиеся настолько рано, насколько возможно было их достоверно обнаружить, будут прогрессивно уменьшаться по мере взросления ребенка, хотя более легкая недостаточность часто сохраняется и в зрелом возрасте. Источник
В неврологическом статусе детей с ЗПР обычно не отмечается грубых проявлений. У части детей отмечается рассеянная неврологическая симптоматика, связанная с нарушениями формирования двигательных и чувствительных функциональных систем, диффузные легкие очаговые неврологические симптомы, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения. Наблюдаются повышение мышечного тонуса, угнетение безусловных рефлексов, расстройство черепно-мозговой иннервации (непостоянное сходящееся косоглазие, горизонтальный нистагм), нарушения иннервации желудочно-кишечного тракта.
В анамнезе детей часто отмечаются задержка в развитии двигательных функций: позднее начинают держать головку, сидеть, стоять, ходить; задержка в формировании речевой функции и наличие дефектов произношения. В школьном возрасте дети испытывают трудности при усвоении навыков письма, чтения и счета. Двигательные нарушения характеризуются мышечной дистонией, асимметрией мышечного тонуса и рефлексов, непостоянными патологическими рефлексами. Источник
Неврологами для обозначения подобного состояния часто используется понятие «минимальная мозговая дисфункция» (ММД), хотя и этот термин считается устаревшим.
- гиперактивность, постоянное движение рук, ног, ребенок не может сидеть на одном месте, даже если попросить его об этом
- частые потери личных вещей в любом месте
- отсутствие реакции на имя («будто не слышит»)
- резкая реакция на внешние раздражители, даже малозначимые
- отсутствие дистанции в общении как со взрослым, так и с детьми
- тяжело переносит необходимость долго заниматься одним делом, работать и играть по правилам
- быстро отвечает на вопрос, не дослушав до конца
- начинает новое дело, не завершив предыдущее.
- с трудом заводит и поддерживает дружеские отношения
Диагностирование ЗПР включает также и поиск возможных причин развития данного состояния. Американским обществом детских неврологов были разработаны стандарты диагностических мероприятий для детей с задержками развития. Так, кроме психологического тестирования, обследование ребенка с ЗПР обязательно должно включать обследование функций слуха и зрения, лабораторные тесты, исключающие метаболические нарушения, генетическое обследование (исключение синдрома ломкой X-хромосомы, синдрома Ретта и других генетических заболеваний), проведение ЭЭГ, исследование гормонального статуса, при необходимости—проведение МРТ головного мозга.
Регулярное неврологическое обследование детей с ЗПР должно проводиться в комплексе с психолого-педагогической диагностикой.

Полезные адреса
Заведующая отделением Ефремова Татьяна Евгеньевна
г. Ростов-на-Дону, ул. Мурлычева, 13/9
тел. 8 (863) 251-24-36
Заведующая отделением Вострых Наталья Николаевна
г. Ростов-на-Дону, Мечникова, 43
тел. отделения 8(863)2343922,
тел. зав. отделением 8(863)2275073
Заведующий отделением Глагола Игорь Петрович
Ростовская область, г. Волгодонск, ул. М. Горького 188
тел. 8(8639)27-39-30
Заведующая отделением Баранникова Наталья Александровна
Ростовская область, г. Таганрог, ул. Фрунзе, 37/39
тел. 8 (8634) 38-33-38