Образование

Особенности обучения детей с нарушениями зрения

На развитие обучающихся данной категории серьезное влияние оказывает состояние функций органов зрения, по которому выделяют: слепых, слабовидящих, детей с амблиопией и косоглазием.

Важно! Дошкольники с отклонениями в умственном развитии, воспитывающиеся в домашних условиях, могут получать коррекционную помощь в группах кратковременного пребывания при дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов, при дошкольных отделениях (группах) специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Особые образовательные потребности детей с нарушениями зрения связаны с:

  • развитием познавательной деятельности;
  • систематическим и целенаправленным развитием логических приемов переработки учебной информации;
  • обеспечением доступности учебной информации для зрительного восприятия;
  • использованием индивидуальных пособий;
  • учетом темпа учебной работы;
  • увеличением времени на выполнение практических работ;
  • введением коррекционно-развивающего тифлопедагогического сопровождения;
  • активным использованием речи как средства компенсации нарушенных функций;
  • поддержанием и наращиванием зрительной работоспособности в образовательном процессе;
  • поддержанием психофизического тонуса и др.

Источник

Дошкольное образование

Домашнее воспитание и обучение ребенка при нарушении зрения имеет свои особенности, зависящие от состояния зрительного нарушения, от времени его возникновения. Родители ребенка с нарушенным зрением должны регулярно получать консультативную помощь специалистов: тифлопедагога, психолога, офтальмолога и др.

Общаясь с ребенком, взрослому необходимо комментировать все свои действия, что позволит ребенку воспринимать информацию о происходящем вокруг него с помощью сохранных анализаторов, как бы «видеть с помощью слуха». Успешность компенсаторной перестройки анализаторов во многом зависит от семейного обучения и воспитания. Важно создать условия, соответствующие возможностям слепого или слабовидящего ребенка. Создание чрезмерно щадящего режима или неоправданной опеки отрицательно сказывается на формировании личности при нарушении зрения.

Слепота и слабовидение имеют и социальные последствия для ребенка. В семье, где растет ребенок с нарушенным зрением, отношения с окружающими и с самим ребенком начинают строиться иначе. Взрослые, члены семьи, родственники, знакомые жалеют его, высказывая свое отношение вслух, ребенок становится центром излишнего внимания, жалости и заботы. Это негативно сказывается на воспитании ребенка, формировании его самооценки, взаимоотношений с окружающими.

Воспитание и обучение слепого или слабовидящего ребенка в семье требуют от родителей знания особенностей развития ребенка с нарушенным зрением, влияния первичного нарушения на формирование психических функций, двигательных, социальных, учебных и других умений, способов и приемов формирования и развития навыков ориентировки в пространстве, восприятия предметов и явлений окружающего мира, умения общаться и контактировать со сверстниками и взрослыми, обслуживать себя, исследовать и познавать окружающий ребенка мир при помощи сохранных чувств.

Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения являются муниципальными учреждениями общественного воспитания детей слепых, слабовидящих, включая детей с косоглазием и амблиопией, в возрасте от 2-3 до 7 лет. Эти учреждения имеют целью воспитание, лечение, возможное восстановление и развитие нарушенных функций зрения у детей и подготовку их к обучению в школе.

Педагогическая работа направлена на гармоническое развитие ребенка в той степени, в которой это позволяет сделать уровень нарушения зрения в каждом отдельном случае, а также психическое и физическое развитие ребенка.

Педагогическая работа исходит из программ обучения и воспитания в общеобразовательных детских садах, на основе которых разрабатываются специальные программы. Для многих детей разрабатываются индивидуальные учебные программы или планы и индивидуальные программы развития.

Кроме образовательной составляющей работа в дошкольных группах направлена на коррекцию отклонений в развитии, восстановление остаточных функций зрения, оздоровление детей. Значительное внимание уделяется развитию всей компенсирующей системы, прежде всего слуха, осязания, мобильности и ориентировки в пространстве, а также формированию навыков самообслуживания.

Проводится работа по гигиене, охране и развитию остаточного зрения, коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы, формированию навыков ориентировки в пространстве и самообслуживанию.

Дети обучаются основным навыкам гигиены зрения, а также, если это необходимо, и пользования очками. У детей развиваются все элементы зрительного восприятия: способность видеть вблизи и вдаль, наблюдать за движущимися предметами, способность различать форму предметов, краски, рассматривать картинки, ориентироваться в пространстве. Развитие зрительных функций дополняется развитием слуха и осязания. Дети подготавливаются к систематическим занятиям в школе.

Источник

Дошкольное образование детей с нарушениями зрения реализуется по нескольким программам, вариант которой рекомендуется для каждого конкретного ребенка экспертами психолого-медико-педагогической комиссии.

Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием

Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабовидящих детей

Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слепых детей

Полезные адреса

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 250»

Заведующая Корниенко Галина Петровна

344058, г.Ростов-на-Дону, ул. 2-я Краснодарская 76/1

тел. (863) 222-77-25

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Лебедушка», г.Батайск

Заведующая Бабаева Светлана Александровна

346889, г. Батайск, улица М.Горького, 593

тел. 8(86354) 9-98-00

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №37»

Заведующая Андронова Елена Николаевна

г. Таганрог, ул. Чехова, 301/1

тел. 8(8634) 64 55 52

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Одуванчик»

Заведующая Воропаева Елена Васильевна

347380, г. Волгодонск ул. Гагарина, 22

тел. 8(8639) 24-03-78

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону №26

Заведующая Хмылова Ольга Николаевна

344029, г. Ростов-на-Дону, ул. 1 Конной Армии, д. 37/1

тел. (863)252-58-22

 

Группы для детей с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие) в МБОУ «Начальная школа-детский сад №46 г.Шахты)

Директор Позаниди Ирина Анатольевна

346500 г. Шахты, ул. Державина 34

тел. 8 (8636) 22-46-45

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №16 «Тополек» города Новошахтинска

Заведующая Буркина Венера Азизуловна

346900 г.Новошахтинск, ул. Харьковская, 84 

тел. 8 (863-69) 2-23-62

Школьное образование

Требования к программам описаны в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Школьное образование детей с нарушениями зрения реализуется по нескольким программам, вариант которой рекомендуется для каждого конкретного ребенка экспертами психолого-медико-педагогической комиссии.

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слепых обучающихся

  • Вариант 3.1 предполагает, что слепой обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1-4 классы). 
  • Вариант 3.2 предполагает, что слепой обучающийся получает образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант стандарта предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1-5 классы).
  • Вариант 3.3 предполагает, что слепой обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями слепых сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1-5 классы).
  • Вариант 3.4 предполагает, что слепой обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, ТМНР) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями слепых сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1-5 классы).

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся

  • Вариант 4.1 предполагает, что слабовидящий обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1-4 классы).
  • Вариант 4.2 предполагает, что слабовидящий обучающийся получает образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант стандарта предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1 -5 классы).
  • Вариант 4.3 предполагает, что слабовидящий обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями слабовидящих сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1-5 классы).

Полезные адреса

Государственное казённое образовательное учреждение «Новочеркасская специальная школа-интернат №33» (для незрячих обучающихся)

Директор Иванова Тамара Васильевна

346430, г. Новочеркасск, п. Ключевой, ул. Тополиная, д. 60

Тел.: (86352) 6 80 48

Государственное казённое образовательное учреждение «Ростовская специальная школа-интернат №38» (для слабовидящих обучающихся)

Директор Безрякова Ольга Николаевна

344091, г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, д. 235/2

тел. (863) 222-18-77

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Чалтырская средняя общеобразовательная школа №3

Директор Бешлиян Анна Александровна 

Ростовская обл., Мясниковский р-н, Чалтырь с., 6-я линия, д.86

тел. 8(863)492-15-76

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9», г. Батайск

Директор Галицкая Татьяна Александровна

346880, г. Батайск, Ростовской обл. пл. Ленина, 3 

Тел. (86354) 5-60-83

Важно! Если вы получили заключение психолого-медико-педагогической комиссии о необходимости обучения Вашего ребенка по специальным программам, важно своевременно подобрать ребенку образовательную организацию (школу), в которой он будет проходить обучение. Если у Вашего ребенка нарушения в области зрения, то Вам необходимо ознакомиться со списком специальных образовательных организаций для детей с такого рода нарушениями здоровья.
 
Если Вы ведете своего ребенка в обычную школу, то при собеседовании с руководителем образовательной организации, в которую Вы собираетесь привести Вашего ребенка, надо уточнить:

  • реализуется ли в школе адаптированная образовательная программа (АОП) для таких детей;
  • есть ли у организации сетевые формы реализации образовательных программ, благодаря которым можно привлекать специалистов (педагогов, медицинский работников) других организаций к работе с детьми с нарушениями в области зрения (слепыми, слабовидящими);
  • осуществляются ли в рамках сетевого взаимодействия консультации специалистов медицинских и других организаций, которые не включены в штатное расписание организации (врач-офтальмолог, психиатр, невропатолог, ортопед и др.) для проведения дополнительного обследования обучающихся и получения медицинских заключений о состоянии их здоровья, возможностях лечения, оперативного вмешательства, медицинской реабилитации; подбора технических средств коррекции;
  • при наличии соответствующих показаний, в рамках сетевого взаимодействия осуществляется ли медицинское сопровождение обучающихся. Организация имеет право включать в штатное расписание врача-офтальмолога и сестру-ортоптистку;
  • есть ли психолог, иной специалист узкого профиля, осуществляет ли он курсы «Ритмика»; «Адаптивная физическая культура (АФК)»; «Охрана, развитие остаточного зрения и зрительного восприятия»; «Социально-бытовая ориентировка»; «Пространственная ориентировка»; «Развитие осязания и мелкой моторики»; «Развитие коммуникативной деятельности»;
  • какие созданы условия для перемещения ребенка по школе, есть ли возможность у ребенка безбарьерно перемещаться внутри школы.

Важно! Обучение детей с нарушениями зрения должно осуществляться на фоне лечебно-восстановительной работы, которая должна вестись в следующих направлениях: посильная медицинская коррекция зрительного дефекта, терапия нервно-психических отклонений, купирование соматических заболеваний. Педагоги и администрация организации должны регулярно запрашивать рекомендации к осуществлению лечебно-профилактического режима, учитывающие возрастные изменения.

Если образовательная организация (школа), в которую Вы планируете привести своего ребенка, соответствует Вашим требованиям с учетом особенностей обучения и воспитания, прописанных в ФГОС начального общего образования обучающихся с нарушениями зрения, то Вы смело можете записывать ребенка в такую школу.

Источник

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Не выбрано
Генерация пароля
Прокрутить страницу к началу
Перейти к содержимому