Образование

Образование

Особенности обучения детей с нарушениями речи

Важно! Обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется по специальной системе в специальных детских садах или школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, но принципиально возможно их обучение и воспитание в семье. Прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. При обучении арифметике особое внимание обращается на развитие понимания текста задач. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.

Источник

Значительная часть детей с нарушениями речи получает дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование в государственных и муниципальных общеобразовательных учебных заведениях при условии оказания логопедической помощи в дошкольном возрасте или в начальных классах параллельно с обучением в общеобразовательной школе. В этих случаях им обеспечивается полная инклюзия (обучение на общих основаниях и устранение речевого нарушения); обучение по частично адаптированной программе при постоянной помощи логопеда и консультировании педагога класса с целью минимизации проявлений общего недоразвития речи, дислексии, дизорфографии.

Источник

Важно! Для обеспечения специальных образовательных условий, учитывающих особенности ребенка с нарушениями речи, необходимо получить заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). В этом заключении группой экспертов формулируются рекомендации по содержанию и организации как обучения, так и коррекционно-развивающей работы. Образовательная организация обязана реализовать условия, приведенные в заключении ПМПК.

Источник

Особые образовательные потребности детей с нарушениями речи:

  • раннее выявление детей группы риска (совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;
  • организация обязательного этапа логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе;
  • получение начального образования в условиях учреждения массового или специального типа, адекватного образовательным потребностям учащегося и степени тяжести его речевого недоразвития;
  • обеспечение комплексного подхода при изучении детей с речевыми нарушениями и коррекции их нарушений: координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия при тесном сотрудничестве логопеда, учителя, психолога и врачей разных специальностей;
  • получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации общей и речевой моторики, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;
  • возможность адаптации учебной программы при изучении филологического блока с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;
  • гибкое варьирование двух компонентов - академического и жизненной компетенции в процессе обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных тематических разделов, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
  • индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий детей с нарушениями речи;
  • постоянный (пошаговый) мониторинг результативности академического компонента образования и сформированности жизненной компетенции учащихся, уровня и динамики развития речевых процессов исходя из особенностей первичного речевого дефекта;
  • применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;
  • возможность обучаться на дому и/или дистанционно в случае тяжелых форм речевой патологии, а также при сочетанных нарушениях психофизического развития;
  • профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов, обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;
  • психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного вовлечения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями.

Источник

Дошкольное образование

Дошкольное образование детей с нарушениями речи реализуется по нескольким программам, вариант которой рекомендуется для каждого конкретного ребенка экспертами психолого-медико-педагогической комиссии.

Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи

Полезные адреса

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад №7»

Заведующая Семенихина Елена Викторовна

344010, г. Ростов-на-Дону, ул. Города Волос № 3

тел. 231-81-28.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Лебедушка», г.Батайск

Заведующая Бабаева Светлана Александровна

346889, г. Батайск, улица М.Горького, 593

тел. 8(86354) 9-98-00

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Парус»

Заведующая Горенко Наталья Валерьевна

347387, Ростовская обл, Волгодонск г, Мира, 69

тел. +7 (8639) 242319

http://www.detsadparus.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Одуванчик»

Заведующая Воропаева Елена Васильевна

347380, г. Волгодонск ул. Гагарина, 22

тел. 8(8639) 24-03-78

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №16 «Тополек» города Новошахтинска

Заведующая Буркина Венера Азизуловна

346900 г.Новошахтинск, ул. Харьковская, 84

тел. 8 (863-69) 2-23-62

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 2»

Заведующая Петрова Марина Валентиновна

344101, г. Ростов-на-Дону, пер. Защитный, 22 «а»

тел. 236-20-15; 240-81-04

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 149 «Матрёшка»

Заведующая Песьковская Елена Станиславовна

346880, Ростовская область, город Батайск, ул.Гастелло, 2а

тел. 8 (863 54) 7-47-71

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №14 «Ивушка»

Заведующая Чернышева Наталья Александровна

347871, Ростовская область, г. Гуково, ул. Костюшкина, 8

тел. 89585445165

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополёк»

Заведующая Пуганова Елена Николаевна

347460 Ростовская область, п. Зимовники, пер.Богдановский, 2а

тел. 8(863) 76 3 26 60

Школьное образование

Требования к программам описаны в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Школьное образование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата реализуется по нескольким программам, вариант которой рекомендуется для каждого конкретного ребенка экспертами психолого-медико-педагогической комиссии.

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Вариант 5.1 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП НОО составляет 4 года.
Источник

Основной контингент обучающихся по этому варианту составляют дети с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН), значительно меньшее число -дети с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР), а также с комбинированным речевым дефектом (например, ОНР и дизартрия легкой степени). При этом у каждого ребенка в большей или меньшей степени оказываются нарушенными все компоненты языка.
Основной организационной формой оказания логопедической помощи детям данной подгруппы является логопедический пункт общеобразовательного учреждения, в рамках которого осуществляется коррекция нарушений устной и письменной речи, препятствующих полноценному усвоению программы, особенно предметов филологического блока.
Наряду с логопедическими пунктами, успешной формой интеграции детей с речевыми нарушениями в общеобразовательную среду признается организация логопедических классов в составе общеобразовательной школы. Система работы в таких классах направлена на устранение речевых нарушений в тесной взаимосвязи с обучением и обеспечивает преодоление пробелов предшествующего речевого развития, а также оперативное предупреждение возможных трудностей усвоения разделов программы (в особенности при обучении письму и чтению).
Обязательными условиями реализации обучения детей по первому варианту стандарта является постоянное логопедическое сопровождение детей с нарушениями речи, согласованная работа логопеда с учителем начальных классов с учетом индивидуально разработанных рекомендаций к отбору учебного материала и оценке успешности. Обучение по первому (цензовому) варианту предоставляет наибольшие возможности для интеграции ребенка с речевыми нарушениями в среду общего образования.
Источник

  • Вариант 5.2 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, соответствующее по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, но в более пролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников с речевыми нарушениями и сходными образовательными потребностями или в условиях общего образовательного потока (в отдельных классах).
    Срок освоения АООП НОО для обучающихся с ТНР составляет в I отделении 5 лет (1 дополнительный - 4 классы), во II отделении 4 года (1-4 классы). Для обучающихся с ТНР, не имевших дошкольной подготовки и (или) по уровню своего развития не готовых к освоению программы 1 класса, предусматривается 1 дополнительный класс.
    Выбор продолжительности обучения (за счет введения 1 дополнительного класса) на I отделении (4 года или 5 лет) остается за образовательной организацией, исходя из возможностей региона к подготовке детей с ТНР к обучению в школе.
    АООП НОО для обучающихся с ТНР может быть реализована в отдельных классах для обучающихся с ТНР в организациях.

 

Источник

Второй вариант специального стандарта (также цензовый) рекомендуется для детей с выраженными нарушениями речи, для преодоления которых требуются особые педагогические условия, специальное систематическое коррекционное воздействие. Это дети, страдающие ОНР (второй, третий уровень), обусловленным алалией, дизартрией, ринолалией. Такая помощь оказывается в специальных общеобразовательных школах V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи).
В результате обучения по второму варианту цензового уровня ребенок с речевыми нарушениями также получает в полном объеме знания и учебные навыки, предусмотренные Стандартом начального общего образования.
Это достигается организацией обучения по специальной программе обучения для детей с тяжелыми нарушениями речи; удлинением сроков обучения, включением ряда специальных учебных предметов (произношение, развитие речи) и обогащением учебно-воспитательного процесса обязательными индивидуальными и фронтальными логопедическими занятиями, направленными на развитие речи, когнитивных, коммуникативных и творческих способностей учащихся. Вся учебно-воспитательная деятельность специальной (коррекционной) школы V вида построена так, чтобы на всех уроках и внеклассных мероприятиях осуществлялась работа по развитию и коррекции речи детей, то есть логопедическое воздействие и процесс обучения тесно связаны по содержанию и развивающей направленности.

Источник

Полезные адреса

Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области «Зерноградская специальная школа-интернат»

Директор Харченко Владимир Николаевич

Ростовская область, г. Зерноград, ул. Мира,10

тел. 8 (86359) 41236

Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области «Цимлянская школа-интернат»

Директор Кочергина Любовь Анатольевна

347320 г. Цимлянск, Ростовская область, ул. Карла Маркса, д.10

тел.: 8 (86391) 2-13-98

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области Шолоховская школа-интернат

Директор Попов Николай Анатольевич

347022 Ростовская область Белокалитвинского района, р.п. Шолоховский, ул. М.Горького, 1

тел. 8 (86383) 5-41-65

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Чалтырская средняя общеобразовательная школа №3

Директор Бешлиян Анна Александровна

Ростовская обл., Мясниковский р-н, Чалтырь с., 6-я линия, д.86

тел. 8(863)492-15-76

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение»»

Директор Белоусова Татьяна Яковлевна

347366 Ростовская область, г. Волгодонск, пер. Первомайский, 75

тел. 8(8639)21-25-44

Важно! Если вы получили заключение психолого-медико-педагогической комиссии о необходимости обучения Вашего ребенка по специальным программам, важно своевременно подобрать ребенку образовательную организацию (школу), в которой он будет проходить обучение. Если у вашего ребенка тяжелые нарушения речи, то Вам необходимо ознакомиться со списком специальных образовательных организаций для детей с такого рода нарушениями здоровья. Если Вы ведете своего ребенка в обычную школу, то при собеседовании с руководителем образовательной организации, в которую Вы собираетесь привести Вашего ребенка, надо уточнить:

  • реализуется ли в школе адаптированная образовательная программа (АОП) для таких детей;
  • входят ли в штат организации специалисты по логопедической работе (логопед), медицинские специалисты;
  • есть ли у организации сетевые формы реализации образовательных программ, благодаря которым можно привлекать специалистов (педагогов, медицинский работников) других организаций;
  • осуществляются ли в рамках сетевого взаимодействия консультации специалистов медицинских и других организаций, которые не включены в штатное расписание организации (педиатр, невропатолог, психотерапевт и др.) для проведения дополнительного обследования обучающихся и получения медицинских заключений о состоянии их здоровья, возможностях лечения, оперативного вмешательства, медицинской реабилитации;
  • при наличии соответствующих показаний, в рамках сетевого взаимодействия осуществляется ли медицинское сопровождение обучающихся;
  • есть ли логопед, иной специалист узкого профиля, осуществляет ли он курсы «Произношение», «Логопедическая ритмика», «Развитие речи»;
  • какие созданы условия для перемещения ребенка по школе, есть ли возможность у ребенка безбарьерно перемещаться внутри школы.

Также Вам необходимо знать, что обучение Вашего ребенка должно осуществляться на фоне лечебно-восстановительной работы, которая должна вестись в следующих направлениях: посильная медицинская коррекция дефекта речи, терапия нервно-психических отклонений, купирование соматических заболеваний. Педагоги и администрация организации должны регулярно запрашивать рекомендации к осуществлению лечебно-профилактического режима, учитывающие возрастные изменения.

Если образовательная организация (школа), в которую Вы планируете привести своего ребенка, соответствует Вашим требованиям с учетом особенностей обучения и воспитания, прописанных в ФГОС начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, то Вы смело можете записывать ребенка в такую школу.

Источник

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Не выбрано
Генерация пароля
Прокрутить страницу к началу
Skip to content