
Коррекционно-развивающая помощь
По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.
Однако в массовых детских учреждениях дети с нарушениями речи также нуждаются в специальной помощи. Во многих «общеобразовательных» детских садах существуют логопедические группы, где детям оказывают помощь логопед и воспитатели со специальным образованием. Помимо коррекции речи с малышами занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте и математике.
Детям школьного возраста оказывают помощь на логопедических пунктах при средних общеобразовательных школах. На логопункты направляются дети с недостатками произношения, с нарушениями письма, обусловленными речевым недоразвитием, заикающиеся дети Коррекционная работа ведется параллельно со школьными занятиями и большой мере способствует преодолению школьной неуспеваемости. Успех логопедических занятий в школе во многом зависит от того, насколько в семье способствуют закреплению полученных навыков правильной речи.
При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно, поэтому существуют специальные детские сады и школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Программы по коррекции тяжелых нарушений речи
- Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Проект примерной парциальной образовательной программы для детей раннего возраста (1-3 года) «Первые шаги».
- Нищева Н.В. Проект примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.
- Миронова СА. Программа логопедической работы с заикающимися детьми.
Рекомендации логопеда родителям детей с речевыми нарушениями
- Если у Вашего ребенка выявлено нарушение речи, то данные советы помогут быстро и эффективно преодолеть нарушение:
- согласовывайте с учителем-логопедом и воспитателем всю работу по воспитанию правильной речи;
- покажите ребенка врачам-специалистам (по рекомендации ПМПК);
- систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание;
- занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме;
- не принуждайте ребенка к выполнению домашнего задания;
- соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий;
- вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля;
- постепенно усложняйте требования к речи ребенка;
- учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли;
- совместно с педагогами группы работайте над развитием движений, воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий;
- помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе;
- верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправление нарушения речи.
не следует все время поправлять ребенка, делать ему замечания по поводу неправильного произношения всегда и везде, чтобы не вызвать отрицательного отношения к занятиям; - не фиксируйте внимание ребенка на том, что не получается, лучше подбодрите его;
- работу с логопедом не следует делать основным содержанием жизни ребенка, занятия должны гармонично входить в ту деятельность, которая привлекает ребенка. Для него личностно-значимой (игры по дороге в детское учреждение, в магазин; занятия на прогулке, на кухне и т.д.).
http://www.zaikanie.ru — достаточно полное и разностороннее освещение проблемы заикания, описываются современные подходы к исправлению заикания у детей и взрослых.
https://ourkids.ru — большое количество практического материала для всестороннего развития детей: творческие игры и упражнения для артикуляционной гимнастики, логоритмики, мелкой моторики, обогащения словарного запаса, грамматического строя речи, речевым материалом, подобранным по группам часто нарушаемых звуков, для автоматизации.
http://www.boltun-spb.ru — логопедический сайт «Болтунишка» с подробной информацией о том, какие бывают речевые нарушения, почему они возникают, и какие приёмы работы помогут решить речевые проблемы.
Как выбрать логопеда для ребенка? — интервью директора медицинского центра «Логомед прогноз» (Москва) Ольги Азовой.