Образование

Образование

Особенности обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, отражаются в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые потребности, свойственные всем обучающимся с нарушениями ОДА (непрерывность коррекционно-развивающего процесса; использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), индивидуализация обучения; обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды).

Важно! Для обеспечения специальных образовательных условий, учитывающих особенности ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, необходимо получить заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). В этом заключении группой экспертов формулируются рекомендации по содержанию и организации как обучения, так и коррекционно-развивающей работы. Образовательная организация обязана реализовать условия, приведенные в заключении ПМПК.

Образовательные потребности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата зависят от специфики нарушения, уровня общего и речевого развития. К специальным образовательным потребностям детей с нарушениями ОДА относятся:

  • •создание доступной архитектурной среды;
  • •вспомогательные технические средства и постоянная помощь сопровождающего для передвижения и самообслуживания;
  • •психолого-педагогическое сопровождение;
  • •коррекционная работа с дефектологом, логопедом и психологом;
  • •работа по формированию навыков самообслуживания;
  • •лечебно-восстановительная работа;
  • •соблюдение ортопедического режима;
  • •регулярное взаимодействие с семьями воспитанников.

Источник

Дошкольное образование

В настоящее время активно разрабатываются основные образовательные программы для дошкольников с нарушениями развития. Создание таких программ предполагает, что часть детей будет получать дошкольное образование в условиях инклюзии, часть в группах компенсирующей направленности и некоторые дети в группах кратковременного пребывания.
Исходя из этого, необходимо дифференцировать категорию детей с НОДА, как минимум, по трем группам:

  • •дети, которым может быть рекомендовано получение образования в условиях инклюзии;
  • •дети, которым необходимо рекомендовать получение дошкольного образования в группах компенсирующей направленности;
  • •дети, которым рекомендуется получение дошкольного образования в группах кратковременного пребывания.

В основу предлагаемой дифференциации может быть положена типология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе уровня потребности обучающихся в создании специальных образовательных условий.

Источник

Дошкольное образование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата реализуется по нескольким программам, вариант которой рекомендуется для каждого конкретного ребенка экспертами психолого-медико-педагогической комиссии.
Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Полезные адреса

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 36»

Заведующая Калитина Александра Сергеевна

344092, г. Ростов-на-Дону, проспект Королева,1/3

тел. 233-75-53

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №7 «Ромашка» г. Сальска

Заведующая Чапская Марина Викторовна

347630, Ростовская область, г. Сальск, ул. Ленина, 34

тел. (86372) 7-24-32

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 2»

Заведующая Петрова Марина Валентиновна

344101, г. Ростов-на-Дону, пер. Защитный, 22 «а»

тел. 236-20-15; 240-81-04

Школьное образование

Для этой группы обучающихся обучение в общеобразовательной школе возможно при условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом. Помимо этого дети с нарушениями ОДА нуждаются в различных видах помощи (в сопровождении на уроках, помощи в самообслуживании), что обеспечивает необходимые в период начального обучения щадящий режим, психологическую и коррекционно-педагогическую помощь.
Требования к программам описаны в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Школьное образование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата реализуется по нескольким программам, вариант которой рекомендуется для каждого конкретного ребенка экспертами психолого-медико-педагогической комиссии.

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

  • Вариант 6.1 предполагает, что обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки обучения (1-4 классы). Срок освоения ООП НОО для детей с НОДА может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).
  • Вариант 6.2 предполагает, что обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников со сходными ограничениями здоровья, не противоречащими образовательными потребностями или в среде здоровых сверстников при условии создания необходимых условий для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с НОДА и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребёнку.
  • Вариант 6.3 предполагает, что обучающийся с НОДА получает образование, которое по итоговым достижениям не соответствуют требованиям к итоговым достижениям здоровых сверстников на всех этапах обучения и к моменту завершения школьного образования. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения.
  • Вариант 6.4 предполагает, что обучающийся с ТМНР в соответствии с уровнем развития интеллекта получает образование по АООП, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников с НОДА, не имеющих дополнительные ограничения. На основе АООП организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую специфические образовательные потребности обучающегося с ТМНР.

Полезные адреса

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение»»

Белоусова Татьяна Яковлевна

347366 Ростовская область, г. Волгодонск, пер. Первомайский, 75

тел. 8(8639)21-25-44

МБОУ СОШ №1 Аксайского района

Директор Гомонишина Любовь Тимофеевна

346720, Ростовская область, г. Аксай, ул. Гулаева, 129

тел. (8 863 50) 4-23-23

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Чалтырская средняя общеобразовательная школа №3

Директор Бешлиян Анна Александровна

Ростовская обл., Мясниковский р-н, Чалтырь с., 6-я линия, д.86

тел. 8(863)492-15-76

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Ростовская санаторная школа-интернат № 28»

Директор Воронько Татьяна Леонидовна

344019, г. Ростов-на-Дону, ул. 14-я линия, д. 64/69

тел. 8 (863) 251-92-13

 

Важно! Если вы получили заключение психолого-медико-педагогической комиссии о необходимости обучения Вашего ребенка по специальным программам, важно своевременно подобрать ребенку образовательную организацию (школу), в которой он будет проходить обучение. Если у вашего ребенка нарушения в области опорно-двигательного аппарата, то Вам необходимо ознакомиться со списком специальных образовательных организаций для детей с такого рода нарушениями здоровья.
Если Вы ведете своего ребенка в обычную школу, то при собеседовании с руководителем образовательной организации, в которую Вы собираетесь привести Вашего ребенка, надо уточнить:

  • •реализуется ли в школе адаптированная образовательная программа (АОП) для таких детей;
  • •какие созданы условия для перемещения ребенка по школе, есть ли возможность у ребенка безбарьерно перемещаться внутри школы.
Важно! Обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата должно осуществляться на фоне лечебно-восстановительной работы, которая должна вестись в следующих направлениях: посильная медицинская коррекция двигательного дефекта, терапия нервно-психических отклонений, купирование соматических заболеваний. Педагоги и администрация организации должны регулярно запрашивать рекомендации к осуществлению лечебно-профилактического режима, учитывающие возрастные изменения.
Если образовательная организация (школа), в которую Вы планируете привести своего ребенка, соответствует Вашим требованиям с учетом особенностей обучения и воспитания, прописанных в ФГОС начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, то Вы смело можете записывать ребенка в такую школу.

Источник

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Не выбрано
Генерация пароля
Прокрутить страницу к началу
Перейти к содержимому