
Образование
Особенности обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, отражаются в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые потребности, свойственные всем обучающимся с нарушениями ОДА (непрерывность коррекционно-развивающего процесса; использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), индивидуализация обучения; обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды).
Образовательные потребности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата зависят от специфики нарушения, уровня общего и речевого развития. К специальным образовательным потребностям детей с нарушениями ОДА относятся:
- •создание доступной архитектурной среды;
- •вспомогательные технические средства и постоянная помощь сопровождающего для передвижения и самообслуживания;
- •психолого-педагогическое сопровождение;
- •коррекционная работа с дефектологом, логопедом и психологом;
- •работа по формированию навыков самообслуживания;
- •лечебно-восстановительная работа;
- •соблюдение ортопедического режима;
- •регулярное взаимодействие с семьями воспитанников.

Дошкольное образование
В настоящее время активно разрабатываются основные образовательные программы для дошкольников с нарушениями развития. Создание таких программ предполагает, что часть детей будет получать дошкольное образование в условиях инклюзии, часть в группах компенсирующей направленности и некоторые дети в группах кратковременного пребывания.
Исходя из этого, необходимо дифференцировать категорию детей с НОДА, как минимум, по трем группам:
- •дети, которым может быть рекомендовано получение образования в условиях инклюзии;
- •дети, которым необходимо рекомендовать получение дошкольного образования в группах компенсирующей направленности;
- •дети, которым рекомендуется получение дошкольного образования в группах кратковременного пребывания.
В основу предлагаемой дифференциации может быть положена типология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе уровня потребности обучающихся в создании специальных образовательных условий.
Дошкольное образование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата реализуется по нескольким программам, вариант которой рекомендуется для каждого конкретного ребенка экспертами психолого-медико-педагогической комиссии.
Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Полезные адреса
Заведующая Калитина Александра Сергеевна
344092, г. Ростов-на-Дону, проспект Королева,1/3
тел. 233-75-53
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №7 «Ромашка» г. Сальска
Заведующая Чапская Марина Викторовна
347630, Ростовская область, г. Сальск, ул. Ленина, 34
тел. (86372) 7-24-32
Заведующая Петрова Марина Валентиновна
344101, г. Ростов-на-Дону, пер. Защитный, 22 «а»
тел. 236-20-15; 240-81-04

Школьное образование
Для этой группы обучающихся обучение в общеобразовательной школе возможно при условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом. Помимо этого дети с нарушениями ОДА нуждаются в различных видах помощи (в сопровождении на уроках, помощи в самообслуживании), что обеспечивает необходимые в период начального обучения щадящий режим, психологическую и коррекционно-педагогическую помощь.
Требования к программам описаны в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Школьное образование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата реализуется по нескольким программам, вариант которой рекомендуется для каждого конкретного ребенка экспертами психолого-медико-педагогической комиссии.
- Вариант 6.1 предполагает, что обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки обучения (1-4 классы). Срок освоения ООП НОО для детей с НОДА может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).
- Вариант 6.2 предполагает, что обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников со сходными ограничениями здоровья, не противоречащими образовательными потребностями или в среде здоровых сверстников при условии создания необходимых условий для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с НОДА и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребёнку.
- Вариант 6.3 предполагает, что обучающийся с НОДА получает образование, которое по итоговым достижениям не соответствуют требованиям к итоговым достижениям здоровых сверстников на всех этапах обучения и к моменту завершения школьного образования. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения.
- Вариант 6.4 предполагает, что обучающийся с ТМНР в соответствии с уровнем развития интеллекта получает образование по АООП, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников с НОДА, не имеющих дополнительные ограничения. На основе АООП организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую специфические образовательные потребности обучающегося с ТМНР.

Полезные адреса
Белоусова Татьяна Яковлевна
347366 Ростовская область, г. Волгодонск, пер. Первомайский, 75
тел. 8(8639)21-25-44
Директор Гомонишина Любовь Тимофеевна
346720, Ростовская область, г. Аксай, ул. Гулаева, 129
тел. (8 863 50) 4-23-23
Директор Бешлиян Анна Александровна
Ростовская обл., Мясниковский р-н, Чалтырь с., 6-я линия, д.86
тел. 8(863)492-15-76
Директор Воронько Татьяна Леонидовна
344019, г. Ростов-на-Дону, ул. 14-я линия, д. 64/69
тел. 8 (863) 251-92-13
Важно! Если вы получили заключение психолого-медико-педагогической комиссии о необходимости обучения Вашего ребенка по специальным программам, важно своевременно подобрать ребенку образовательную организацию (школу), в которой он будет проходить обучение. Если у вашего ребенка нарушения в области опорно-двигательного аппарата, то Вам необходимо ознакомиться со списком специальных образовательных организаций для детей с такого рода нарушениями здоровья.
Если Вы ведете своего ребенка в обычную школу, то при собеседовании с руководителем образовательной организации, в которую Вы собираетесь привести Вашего ребенка, надо уточнить:
- •реализуется ли в школе адаптированная образовательная программа (АОП) для таких детей;
- •какие созданы условия для перемещения ребенка по школе, есть ли возможность у ребенка безбарьерно перемещаться внутри школы.
Если образовательная организация (школа), в которую Вы планируете привести своего ребенка, соответствует Вашим требованиям с учетом особенностей обучения и воспитания, прописанных в ФГОС начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, то Вы смело можете записывать ребенка в такую школу.