Медицинская помощь

Медицинская помощь

Важно!

Профильные врачи и диагностика

  • • Наблюдения: ортопед, невропатолог (возможны отставания в умственном развитии), логопед, психиатр, диетолог, эндокринолог, физиотерапевт, реабилитолог.
  • • Обследование тазобедренных суставов – рентген (1 раз в год до 8 лет при 2- 5 степени, далее по клиническим показаниям).
  • • Клиническое обследование (оценка спастичности 2 раза в год до 9 лет, далее 1 раз в год

Источник

То, что церебральный паралич нельзя вылечить, совсем не означает, что не нужно посещать врачей или не нужно лечить состояния, которые действительно требуют лечения. Например, если у ребенка есть эпилептические приступы, необходимо правильно подобрать специальные противоэпилептические лекарства и принимать их до тех пор, пока врач не отменит это назначение. Как бы родители ни относились к медикаментозной терапии, давать ребенку эти препараты нужно строго в соответствии с рекомендацией врача.
Среди современных методов лечения, помогающих снимать спастичность, особое место занимают инъекции препаратов токсина ботулизма А и долгосрочная интратекальная баклофеновая терапия (введение баклофена непосредственно в окружающую спинной мозг интратекальную область позвоночного столба). Эффективность этих методов доказана научными исследованиями, но они применяются по строгим показаниям и проводятся в соответствии с принятыми во всем мире протоколами. Важно понимать, что это не методы лечения церебрального паралича, а методы облегчения симптомов и профилактики появления костно-мышечных осложнений.
Человеку с церебральным параличом, с одной стороны, необходимо осваивать новые навыки, учиться самостоятельности и независимости. Этим занимаются специалисты по реабилитации (физические терапевты и эрготерапевты), специальные педагоги, психологи. С другой стороны, следует понимать, что существуют определенные нарушения, которые угрожают человеку с церебральным параличом постепенным ухудшением состояния и потерей функциональных возможностей. Это прежде всего нарушения костно-мышечной системы. Так, из-за спастичности и недостаточного растяжения в течение дня мышцы теряют способность растягиваться на необходимую длину, из-за постоянного нахождения в неправильных позах появляются деформации, а из-за неправильной нагрузки на суставы — паралитические подвывихи и вывихи. Эти и другие состояния носят название вторичных осложнений, и цель программы помощи — как можно дольше не допустить их возникновения.
Для организации и проведения эффективной программы терапии нарушений костно-мышечной системы и профилактики вторичных осложнений (программа физического менеджмента) требуются согласованные усилия специалиста по реабилитации, ортопеда, специалистов по ортезированию. Человеку с церебральным параличом нужна длительная постоянная поддержка, а не краткосрочные интенсивные курсы реабилитации и периоды отдыха между ними.
Специалисты по реабилитации — физические терапевты и эрготерапевты — могут использовать разные методы и подходы в работе.

Источник

В связи с тем, что ДЦП имеет несколько форм, которые могут принципиально отличаться по симптомам, лечение и реабилитацию подбирает врач или группа врачей индивидуально под каждого ребенка в зависимости от формы, степени тяжести заболевания и возраста ребенка.
Основная задача родителей — научиться выполнению необходимых техник, чтобы ежедневно самостоятельно заниматься в домашних условиях. Врач расписывает план, а мама ему следует. Нужно стремиться максимально научить ребенка самообслуживанию.
Реабилитация должна быть индивидуальная, ежедневная, комплексная, с двигательными целями (ставим цель научить держать ложку, достигаем и ставим новую цель).
Если у ребенка сильная спастика или болевой синдром — сначала снимаем симптомы, а потом проводим гимнастику и прочие процедуры. Если они вызывают обратно тяжелые состоянии — отменяем это процедуры.

Чем отличается лечение ДЦП у детей

Направлено на предупреждение развития осложнений — неправильное развитие мышц и суставов.
Перед лечением необходимо определить уровень двигательного развития и коммуникативных функций ребенка в зависимости от возраста (есть шведская программа, куда загружают данные ребенка, и она показывает, какие методы лечения и реабилитации подходят). После чего определяется прогноз заболевания и потенциал ребенка, и уже потом выстраивается схема лечения и комплекс реабилитации.
Должно быть ранним, индивидуальным, комплексным, длительным.
Раннее лечение — своевременное создание базиса для выработки нормальных реакций, позы, реакции равновесия, адекватную стимуляцию сенсорной и моторной деятельности ребенка.
Индивидуальный подход к лечению предполагает учет характера и степени поражения нервной и нервно-мышечной систем, а также общего соматического состояния ребенка.
Индивидуальный подход к лечению предполагает учет характера и степени поражения нервной и нервно-мышечной систем, а также общего соматического состояния ребенка.
Комплексное лечение включает ортопедические мероприятия, физиотерапию, лечебную физкультуру, занятия с логопедом, медикаментозную терапию.
Медикаментозная терапия назначается с целью стимуляции мозга и улучшения его метаболизма, коррекции нарушений мышечного тонуса, обменных процессов в мышечной ткани, снижения внутричерепного давления, нервно-рефлекторной возбудимости.

В каких случаях при ДЦП возможно хирургическое вмешательство

Оперативные методы лечения применяются при определенных стандартизированных доказательных критериях — при формировании контрактур и деформаций опорно-двигательного аппарата.

При контрактурах применяется «тенотомия — рассечение сухожилия. После операции обязательно нужны ортезы — иначе операция бессмысленна. Позаботьтесь, чтобы ортез был сделан к тому времени, как снимут гипс, продумайте это заранее, можно сделать по квоте. (Для ортеза нужен слепок с ноги. Снимают половину гипса, делают слепок и обратно надевают лангетку, ребенок 2 недели ждет ортез в лангетке.)

При спастике возможны следующие виды нейрохирургических операций:

  • Селективная (спинальная) ризотомия — это двухстороннее иссечение корешков спинного мозга. После операции мышечный тонус частично восстанавливается, боли уходят, и ребенок чувствует гораздо меньшее напряжение.
    Селективная невротомия проводится при деформациях стоп, мышечной дистонии и частичных спастических парезах. Для начала определяется та мышечная группа, которая имеет повышенный тонус. Врач осуществляет доступ к периферическому нерву, выявляет нейроны, провоцирующие напряжение, и пересекает их.
  • Имплантация баклофеновой помпы. Помпа представляет собой круглый металлический диск 2-3 см толщиной и около 7 см в диаметре. Помпа имплантируется под кожу в области живота и после этого программируется при помощи пульта дистанционного управления. Заправляется баклафеном, снимающим спастику, который поступает непосредственно в спинномозговую жидкость постоянными дозами. Из плюсов — эффективное снижение спастичности мышц, позволяющее вести более активный образ жизни. Из минусов — необходимость заправки баклафена по мере его использования в условиях стационара примерно каждые 3 мес.
  • Установка (имплантация) нейростимулятора. Нейростимулятор состоит из батареи и электроники. Он имплантируется подкожно и вырабатывает электрические импульсы, необходимые для стимуляции спинного мозга, что ведет к уменьшению спастики.

Источник

Определение объема необходимой реабилитации детей с церебральным параличом требует надежных и достоверных подходов к оценке двигательных нарушений. Особенности и степень выраженности нарушений движения могут использоваться для определения прогноза развития ребенка и объема необходимой терапии. Стандартизация подходов к определению тяжести нарушения движения привела к созданию прогностических критериев развития двигательных функции.
Оценка изменения двигательных функций по шкале GMFM (Gross Motor Function Measure) позволила количественно определять изменения двигательных способностей у детей с церебральным параличом с течением времени и степень влияния реабилитации. Тест не имеет возрастных ограничений, однако его элементы стандартизированы для пятилетнего ребенка с нормальным двигательным развитием. Изначально шкала включала 88 элементов, расположенных в соответствии с развитием ребенка и объединенных в пять групп относительно положения пациента (положение лежа с выполнением поворотов; положение сидя; ползание в положении на коленях; положение стоя и ходьба; бег и прыжки) [Russell et al., 1989, 1994].

В дальнейшем была разработана сокращенная версия теста GMFM-66 [Russell et al., 2000], основанная на 66 элементах (каждый элемент оценивается по 4-балльной шкале с последующим вычислением общего балла и отдельно баллов по каждому предложенному положению пациента). При определении прогноза по результатам тестов I и II уровни считаются более благоприятными, на III уровне подтверждена возможность потери моторных функции, на IV уровне выявлено значительное снижением функций при динамическом контроле (остановка роста, снижение способности к самообслуживанию, нарастание дисбаланса между физическими возможностями и социальными требованиями у подростков).
Разработана пятиуровневая система оценки двигательных навыков, основанная на функциональных возможностях пациентов с церебральным параличом сидеть и ходить и необходимости использовать вспомогательные приспособления (ручные – ходунки, костыли, трости – или колесные средства передвижения). В рамках данной классификации дети оцениваются по возрастным особенностям двигательной активности. Мировой стандарт объективной оценки нарушений двигательных функций у детей – шкала GMFCS (Gross Motor Function Classification System) – независимая, функциональная классификация церебрального паралича, предложенная R. Palisano (1997 г.), учитывающая степень развития моторики и ограничения перемещения в повседневной жизни у пациентов с церебральным параличом для пяти возрастных групп (до 2 лет, от 2 до 4, от 4 до 6 лет, от 6 до 12, от 12 до 18 лет).

Выделяют пять уровней развития двигательных функций для пяти возрастных групп:

  • Уровень I – ходьба без помощи и без ограничений. Отличия I и II уровней – дети II уровня не способны бегать, прыгать, имеют сложности с долгим передвижением и длительным сохранением равновесия (в этих ситуациях могут нуждаться в использовании вспомогательных средств).
  • Уровень II – ходьба с ограничениями; без помощи в пределах помещения. Отличия II и III уровней – дети III уровня нуждаются в использовании вспомогательных средств для передвижения (II уровня после 4 лет не нуждаются во вспомогательных средствах).
  • Уровень III – ходьба с помощью окружающих или с использованием ручных приспособлений для передвижения.
  • Уровень IV – самостоятельное передвижение ограничено, могут использовать моторизированные средства передвижения (коляски); обычно сидят с поддержкой.
  • Уровень V – полная зависимость пациента от окружающих (перевозка в коляске/инвалидном кресле, крайне ограниченная возможность передвижения, ограничение контроля движений головы и тела).

Широко используются специализированные шкалы оценки отдельных двигательных функций (в первую очередь функции рук). Подобный GMFCS метод оценки двигательной активности The Manual Ability Classification System (MACS) основан на способности детей с церебральным параличом использовать руки для манипуляции предметами в повседневной жизни (в семье, школе, общественных местах) в зависимости от возраста ребенка и также включает пять уровней. Уровни основаны на умении детей по собственной инициативе манипулировать предметами. Предметы должны находиться в личном пространстве ребенка, соответствовать его возрасту и использоваться при выполнении простых бытовых манипуляций (прием пищи, одевание, игра, рисование). Предметы, используемые в сложных видах деятельности или требующие специальных навыков, не применяются.
Данный метод используется у детей в возрасте от 4 до 18 лет и позволяет оценить общее умение обращаться с предметами быта, не учитывая различия между правой и левой рукой и причины возникновения двигательных нарушений. Выбирается уровень, который лучше всего описывает действия ребенка, оценивается степень самостоятельности и уровень необходимой поддержки. Информацию обычно получают не с помощью тестов, а на основании мнения окружающих ребенка взрослых.

Источник

Полезные адреса

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области Реабилитационный центр «Добродея»

Важенина Марина Владимировна

346527, Ростовская область, г. Шахты, ул. Текстильная 27

8(8636)24-14-66 (приемная)

Центр медицинской реабилитации «Мир»

Главный врач Коршунов Олег Васильевич

Ростовская область, Неклиновский район, х. Красный десант, ул. Октябрьская, 1-В

тел.8 (8634) 311-117, 8 (919) 875-3050

Отделение медицинской реабилитации (для детей с 1 года до 18 лет) МБУЗ «Детская городская больница» г.Волгодонска

Заведующий отделением Глагола Игорь Петрович

Ростовская область, г. Волгодонск, ул. М. Горького 188

тел. 8(8639)27-39-30

Детское неврологическое отделение Центра медицинской реабилитации № 1 МБУЗ «Детская городская больница» г. Таганрога

Заведующая отделением Баранникова Наталья Александровна

Ростовская область, г. Таганрог, ул. Фрунзе, 37/39

тел. 8 (8634) 38-33-38

Благотворительный фонд «Шаг вместе». Фонд помощи детям с патологией опорно-двигательного аппарата и ДЦП

Директор Лаптева Дарья Евгеньевна

Ростовская область, г. Батайск, ул. Огородная, д.84, корп.2.

тел. 8 (86354) 2-39-96

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Не выбрано
Генерация пароля
Прокрутить страницу к началу
Перейти к содержимому