
Коррекционно-развивающая помощь
Церебральный паралич нельзя вылечить, однако с течение жизни большинство детей с церебральным параличом осваивают множество двигательных навыков. Это означает, что ни лекарства, ни массаж, ни самая интенсивная реабилитация, ни колдовство не смогут сделать движения ребенка с церебральным параличом такими же, как движения ребенка с обычным развитием. С другой стороны, это значит, что усилия должны быть направлены на обучение ребенка правильным движениям и поддержку его двигательной активности. А кроме этого, ребенок с церебральным параличом должен жить обычной, нормальной жизнью ребенка: играть в игрушки, гулять, проводить время дома в кругу близких, знакомиться и играть со сверстниками, ходить в детский сад и учиться в школе, бывать везде, где бывают обычные дети.
Основными целями коррекционной работы при ДЦП являются:
- •оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи;
- •обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения;
- •развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду.
Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия – согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, специального педагога, психолога, учителя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого- педагогической и логопедической коррекции.
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем и дошкольном возрасте являются:
- •развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;
- •стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, кинестетического восприятия и стереогноза);
- •формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;
- •развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);
- •формирование математических представлений;
- •развитие зрительно-моторной координации я функциональных возможностей кисти и пальцев;
- •подготовка к овладению письмом;
- •воспитание навыков самообслуживания и гигиены.
Значительное место в коррекционно-педагогической работе при ДЦП отводится логопедической работе. Ее основными задачами являются:
- •развитие (и облегчение) речевого общения, улучшение разборчивости речи;
- •нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;
- •развитие речевого дыхания, голоса, просодики;
- •формирование силы, продолжительности, управляемости голоса в речевом потоке;
- •выработка синхронности дыхания, голоса и артикуляции;
- •коррекция нарушений произношения.
Вспомогательные средства и приспособления: в помощь детям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / Методическое пособие для родителей и специалистов. – Минск, ОО «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам», 2009.