
Словарь актуальных терминов
- Кроме термина «нарушение интеллекта» используют и другие термины, такие как «умственная отсталость», «олигофрения», которые в первую очередь обозначают нарушения познавательной деятельности ребенка, а также изменения психики в целом, которые возникли в результате поражения центральной нервной системы, в том числе головного мозга.
Важно! В современной практике термин «умственная отсталость» применительно к детям используется преимущественно в медицине, а в педагогике принято использовать соответствующий термин «интеллектуальная недостаточность».
Понятие «умственная отсталость» подразумевает стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга.
Важный признак — недоразвитие высших форм мыслительной деятельности, абстрактного мышления, образования понятий, низкий уровень обобщения. У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдаются не только задержки развития интеллекта, но и проблемы в эмоционально-волевой сфере. Как правило, страдает и физическое развитие.
По современной Международной классификации болезней 10-го пересмотра на основе психометрических исследований умственную отсталость подразделяют на четыре формы:
- легкую (IQ 40–69)
умеренную (IQ 35–49)
тяжелую (IQ 20–34)
Плохая восприимчивость ко всему новому, недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности — ядерный симптом, обусловленный неполноценностью коры больших полушарий мозга. Методы воспитания, рассчитанные на здоровых детей, могут явиться источником грубых, вторичных отклонений в развитии, поэтому необходимо предупреждать вторичные характерологические и псевдокомпенсаторные образования уже в дошкольном возрасте. Источник
Умственную отсталость диагностируют как в детском, так и в подростковом возрасте, если степень поражения мозга незначительная.
Иногда (в случае генетических нарушений, врожденных отклонениях) поставить диагноз становится возможным уже в первые месяцы после появления ребенка на свет. Но чаще всего взрослые замечают проблему после того, как ребенок попадает в детский сад или школу.
Около 85% детей с нарушением интеллекта страдают умственной отсталостью в легкой степени.
Важно! Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «инвалидность определяется не только состоянием здоровья или ограничением функциональных возможностей ребенка; огромное значение имеет также то, в какой степени внешние, средовые условия способствуют его социальной интеграции и полноценному участию в жизни общества».