
Диагностика
Обязательный осмотр ребенка врачами-специалистами сразу после рождения и в первые годы жизни позволяет проводить массовый клинический скрининг детской популяции в широком смысле этого понятия. Для исследования форм умственной отсталости, обусловленных нарушениями обмена, используются различные биохимические методы. Так, применяются массовые скрининги с целью раннего определения излечимых заболеваний у внешне здоровых детей.
Первый, к кому нужно обратиться, если у родителей появились хоть малейшие подозрения, это – педиатр. Он осмотрит ребенка, проверит у него рефлексы и подскажет, к каким специалистам нужно обратиться далее. Как правило, это психиатр и невролог.
Важно! Диагноз «умственная отсталость» может поставить только врач-психиатр.
В зависимости от того, что определят эти врачи, нужно будет посетить отоларинголога, окулиста, нейропсихолога, психолога, логопеда. В некоторых случаях понадобятся консультации эндокринолога и дерматолога.
Уточнить структуру нарушения и степень его выраженности помогают результаты:
- компьютерная томография головного мозга
- реоэнцефалография
- электроэнцефалография
- эхоэнцефалография
- ядерно-магнитно-резонансная томография)
- клинико-генеалогический
- молекулярногенетический
- цитогенетический
- 0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения
- 1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения
- 8 Другое нарушение поведения
- 9 Без указаний на нарушение поведения Источник
Оценку уровня и особенностей психического развития проводят психологи и педагоги. Такого рода консультацию родители могут получить в центрах психолого-педагогического сопровождения, а также в психолого-медико-педагогических центрах или психолого-медико-педагогических комиссиях (ПМПК).
Для определения правильных путей коррекционно-педагогической работы специалисты изучают характер и степень выраженности первичного нарушения и вторичных отклонений в развитии. Для этого применяется комплексный подход к всестороннему обследованию и оценке особенностей развития ребенка: состояние слуха, зрения, двигательной сферы, соматическое состояние; особенности развития познавательной деятельности, поведения, эмоционального состояния.
Важно! Целью психологического обследования ребенка является изучение уровня сформированности возрастных психологических новообразований (как наивысших достижений возраста), ведущей и типичных видов детской деятельности. Источник
В Ростовской области действуют 42 ПМПК, в том числе 1 – центральная ПМПК на базе государственного бюджетного учреждения Ростовской области центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее – ГБУ РО ЦППМ и СП), 41 муниципальная комиссия.
Подробная информация о деятельности центральной ПМПК размещена на официальном сайте ГБУ РО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»: www.ocpprik.ru.