Образование

Образование

Очень важной особенностью для построения образовательного процесса является динамика РАС: она отличается разнообразием и низким уровнем предсказуемости, что затрудняет планирование, поскольку установление определённых временных параметров не опирается на ясные представления о динамике в планируемый временнóй период. Это не означает, что планирование образовательного процесса при РАС невозможно: требуется другой подход к планированию.

Следует учитывать и то обстоятельство, что при аутизме очень часто отмечаются явления интеллектуальной недостаточности, задержка развития, нарушения сенсорных систем и опорно-двигательного аппарата. Эти расстройства могут быть как компонентом сложного нарушения, так и иметь патогенетическую связь с РАС, но в любом случае это осложняет клиническую картину, делает проявления РАС более полиморфными и создаёт ряд дополнительных проблем в связи с образованием таких детей.

Независимо от возраста важным условием успешного обучения детей с РАС является обеспечение доступности образовательной среды (наличие «ресурсной зоны», привлечение дополнительных специалистов (в том числе дефектологов, логопедов, тьюторов), обучение педагогов современным методикам работы с детьми с РАС, структурирование пространства и т.д.

Важно! Для обеспечения специальных образовательных условий, учитывающих особенности ребенка с РАС, необходимо получить заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). В этом заключении группой экспертов формулируются рекомендации по содержанию и организации как обучения, так и коррекционно-развивающей работы. Образовательная организация обязана реализовать условия, приведенные в заключении ПМПК.

Дошкольное образование

В настоящее время детям дошкольного возраста с РАС психолого-медико-педагогические комиссии рекомендуют пребывание в дошкольных образовательных организациях в группах полного дня или в группах кратковременного пребывания (ГКП).

В настоящее время в России выстроены и действуют пять различных моделей дошкольного образования детей с РАС:

  1. Инклюзивная группа (ребенок с РАС включается в группу общеразвивающей направленности с типично развивающимися сверстниками).
  2. Инклюзивная группа с использованием технологии ресурсной зоны (ребенок включается в группу общеразвивающей направленности с типично развивающимися сверстниками, индивидуальная работа ведется в ресурсной зоне).
  3. Интегрированная группа (ребенок с РАС включается в группу компенсирующей направленности с детьми с другими особенностями развития).
  4. Специализированная группа для детей с РАС.
  5. Надомное обучение.

Такие группы могут создаваться в ДОУ компенсирующего и комбинированного видов, ПМСС-центрах, лекотеках, реабилитационных центрах. Дети с легкими формами аутизма могут быть интегрированы в группы массовых ДОУ.

Важно! Ребенок с РАС может испытывать существенные трудности адаптации к обстановке, режиму и правилам детского сада. В связи с этим включение ребенка с РАС в ДОУ может проходить в несколько этапов: 1) подготовительный; 2) адаптационный; 3) диагностический (в рамках индивидуальных игровых занятий); 4) занятия в мини-группе; 5) частичное включение ребенка в группу (гостевое посещение группы, участие в музыкальных занятиях, прогулках); 6) полное включение ребенка в группу.

Школьное образование

Требования к программам описаны в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с РАС. На данный момент существует четыре варианта образовательной программы, по которой могут обучаться ученики с РАС.

8.1 Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования. Данный вариант предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, не имеющих ОВЗ, находясь в их среде и в те же сроки обучения (1–4-е классы).

8.2 Адаптированная образовательная программа основного общего образования. Данный вариант предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ОВЗ, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1–5-е классы) — для детей, получивших дошкольное образование; шесть лет (1– 6-е классы) — для детей, не получивших дошкольное образование.

8.3 Адаптированная образовательная программа для учеников с умственной отсталостью. Этот вариант предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников с РАС, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (1–6-е классы).

8.4 Специальная индивидуальная программа развития. Данный вариант предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития), получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (1–6-е классы).

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Не выбрано
Генерация пароля
Прокрутить страницу к началу
Перейти к содержимому