Коррекционно-развивающая помощь

Коррекционно-развивающая помощь

Сегодня в мировом сообществе аутизм квалифицируется как проблема, в большей степени связанная с нарушениями поведения. Это значит, что на первый план выходит уже не лекарственная терапия, а коррекционная педагогическая работа, направленная на развитие коммуникационных навыков, поведенческую адаптацию и социализацию людей, страдающих аутизмом.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Applied behavior analysis, ABA - Прикладной анализ поведения

Общая цель ABA: необходимо увеличить уровень желаемого поведения и уменьшить уровень опасного или проблемного поведения, которое может мешать обучению и эффективному социальному взаимодействию. Также ABA терапия используется для улучшения речевых и коммуникативных навыков, внимания, памяти и академических навыков. Метод ABA в первую очередь сосредотачивается на стратегиях положительного подкрепления, которые представляет собой существенную поддержку детям, испытывающим трудности в обучении или приобретении новых навыков. Также АВА-терапия занимается коррекцией проблемного поведения, которое мешает нормальному функционированию ребенка, посредством процесса, называемого «функциональная оценка поведения».

Подробнее:

The Verbal Behavior Approach, VBA - Вербально-поведенческий подход

VBA развивает способность ребенка учиться функциональной речи.

С точки зрения подхода VBA экспрессивная сторона речи включает:

  1. Навык выражения просьбы, который является наиболее важным навыком, т.к. его предваряет мотивация, а в итоге ребенок получает, желаемое.
  2. Навык обозначения предметов: назвать то, что ребенок видит, слышит, обоняет, осязает, вкус чего чувствует.
  3. Подражательный навык - повторить услышанные слов (эхо).
  4. Интравербальный навык - это умение отвечать на вопросы.

Также, вербально-поведенческий подход рассматривает невербальные навыки ребенка. Обучение начинается, с освоения навыка выражения просьбы.

Подробнее:

Pivotal Respouse Treatment (PRT)-обучение основным/ключевым навыкам/реакциям

PRT направлена на развитие мотивации, социальной инициативы, умению реагировать на несколько сигналов, самоуправление.
Способствует в дальнейшем облегчению восприятия учебной информации.
Основная цель PRT - развивать мотивацию у ребенка с РАС реагировать на сигналы и социальные взаимодействия, которые могут заменить ненадлежащее или атипичное поведение.
PRT отличается от некоторых других методов ABA, потому что основное внимание уделяется улучшению дефицита развития, а не ориентации на конкретные поведения. Родителей учат предлагать терапию в естественной среде ребенка. Естественные и целевые системы вознаграждения помогают родителям реализовать их со своим ребенком.
PRT-терапевты взаимодействуют с детьми в игровой среде. Во время игры взрослый поощряет значимое социальное поведение.
Эта терапия успешно применяется для работы с дошкольниками и младшими школьниками. Подходит для лиц с тяжелой степенью аутизма.
PRT зарегистрирован Национальным исследовательским советом как одна из десяти модельных программ для аутизма и является одной из четырех научно обоснованных практик для вмешательства аутистов в США (Simpson, 2005).
Подробнее (источники на английском языке):

http://www.koegelautism.com/
http://www.autismprthelp.com/research-literature.php
https://teach-diverselearners.wikispaces.com/file/view/pivotal+response.ppt

Treatment and Education of Autistic and Related Communication Handicapped Children, TEACCH – программа
TEACCH - структурированное обучение с особым вниманием к среде.

Основные цели обучения:
1. Максимально развить независимость ребенка.
2. Помочь ребенку эффективно взаимодействовать с другими
3. Увеличивать и развивать интеллектуальные навыки, школьные умения и индивидуальные способности
4. Стимулировать генерализацию навыков (все новые навыки ребенок мог максимально часто и эффективно использовать в разных ситуациях дома, в саду, школе).
5. Развивать чувство себя, понимание себя (развитие эмоциональной сферы)
Работа с детьми идёт по следующим сферам: имитация; восприятие; крупная моторика; мелкая моторика; координация глаз и рук; элементарная познавательная деятельность; речь; самообслуживание; социальные отношения.
Основная возрастная группа: 3 - 14 л. (с речевым развитием, соответствующим 5-летнему возрасту).

Подробнее:

https://teacch.com/about-us/

Розитта Зюмалла. Обучение и сопровождение детей с аутизмом по программе ТЕАССН. Перевод с немецкого: А. Ладисов, О. Игольников -- Минск: Общественное объединение "Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам",

2005. http://pedlib.ru/Books/6/0042/6_0042-35.shtml

РАЗВИВАЮЩИЕ ПОДХОДЫ

Эмоционально-смысловой подход

Смысловой, потому что основная задача – накопление и осмысленное упорядочивание индивидуального аффективного опыта ребенка, такого, который сможет стать опорой для развития активных и дифференцированных отношений с окружением.
Эмоциональный, потому что при этом основное средство помощи ребенку – это совместное проживание и эмоциональное осмысление происходящего.
Подход предполагает установление эмоционального контакта с ребенком и вовлечение его во взаимодействие с совместным проживанием и осмыслением происходящего.
Развитие в эмоциональной общности с близким взрослым позволяет ребенку стать более выносливым, активным и заинтересованным, совместное осмысление и организация жизненного опыта дает ему большую свободу и конструктивность в контактах с окружением, открывает возможность продвижения в развитии когнитивной сферы (О.С. Никольская).

Подробнее:

https://alldef.ru/ru/articles/almanah-26/emoczionalno-smyislovoj-podxod-kkorrekczii-rasstrojstv-autisticheskogo-spektra
https://informatio.ru/news/education/emotsionalno_smyslovoy_podkhod_ikp/

DIR Floortime

Методика Floortime, разработанная Стэнли Гринспеном, подразумевает под собой следование инициативе ребенка в игре и социальном взаимодействии.
Концепция DIR и методика Floortime базируются на предположении о том, что, работая с эмоциональными, или аффективными, проявлениями, мы можем благотворно влиять на базовые способности, ответственные за отношения, мышление и общение.

Флортайм – метод семейной психотерапии. На встречу с психологом приходит тот, кто больше времени проводит с ребенком. На сеанс приглашают братьев (сестер), если у ребенка есть трудности в общении с ними. Терапию начинают с самыми маленькими детьми (до года), проводят с подростками и со взрослыми (в этом случае место игры занимает специально построенная беседа).

Подробнее:

Видеозапись «Использование метода Флортайм в работе с детьми с РАС»
Видеозапись «Развитие речи у детей с РАС с применением подхода DIR»
Видеозапись http://specialtranslations.ru/floortime-2/
Видеозапись http://www.psychologies.ru/roditeli/children/flortaym/

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Не выбрано
Генерация пароля
Прокрутить страницу к началу
Перейти к содержимому